- Режиссер:
- Тигран Кеосаян
Вопль кота Бублика
Легкомысленная песня кота Бублика
Брежнев, завидев свою старую любовь,
Елизавету Английскую
Советский Союз, 1971 год. Наш дорогой Леонид Ильич (Богдан Ступка) совершает рабочий визит с целью кратковременного отдыха в братскую республику Молдавия. Местное начальство - шустрое партийное руководство Иван Смирнов (Владимир Ильин), старый соратник Брежнева, и каменноликий городской голова Семен Гроссоу (Юрий Стоянов) - изо всех сил хлопочет, чтобы обеспечить высокому гостю достойную рабочую обстановку: обильное застолье, народные танцы и песни, национальный молдавский хоккей на сорокаградусной жаре, пышногрудые и крутобедрые официантки, воздушные шарики.
Правда, городской голова несколько неверно понял дружескую подсказку Ивана, в результате чего вместо кучи обычных цветастых пузырей, выпускаемых в конце застолья в небо, чтобы потешить гостя, Семен приготовил один огромный воздушный шар, на котором можно пролететь километров триста.
Между тем на располагающемся в отдалении цыганском хуторе, где живет главный цыганский барон (Сергей Газаров), которому подчиняются все ромалы от Бессарабии и до самого Измаила, кипят цыганские страсти. Красавица дочка барона Анна (Валерия Ланская) влюбилась в нищего музыканта Лаутара (Вартан Даракчян). Ну, влюбилась и влюбилась, дело молодое. Барона не тревожит тот факт, что Анна сгоряча то летнюю беседку спалит, то ножом Лаутара пырнет - ну, чтобы продемонстрировать факт своей симпатии. Однако его приводит в ужас тот факт, что Лаутар всерьез собрался жениться на Анне.
Это же полный кошмар, считает барон. Ведь Лаутар мало того что полный бесприданник и вообще - нищий музыкант, так он еще и наполовину румын! А ведь все цыгане знают, что если зять румын - это еще полбеды, но внуки-румыны - это уже трагедия. Поэтому барон изыскивает любые способы, чтобы отказать нахальному музыкантишке.
Сначала он требует, чтобы Лаутар продемонстрировал серьезность своих намерений, приехав в дом барона на горячем черном скакуне. Лаутар, как ни странно, выполняет это пожелание потенциального тестя, просто-напросто сперев правительственный ЗИМ, на котором везут из аэропорта нашего дорогого Леонида Ильича.
Затем барон, обалдев от нахрапистости Лаутара, требует, чтобы тот в качестве свата привел как минимум другого цыганского барона, коих в СССР всего пять, считая его самого. Но и в этом случае музыкант не теряется - он просит стать сватом самого Леонида Ильича, который после бурного застолья пошел отлить на воздушном шаре, да так увлекся, что улетел как раз в цыганский табор.
И теперь будут большая терка барона с партЕйным руководством, большая беда в партЕйном руководстве Молдавии, которое потеряло своего босса, интимные тайны Леонида Ильича и новый вояж неуловимых цыганских мстителей с бриллиантовой подвеской в Лондон.
Закончится все, как водится, свадебкой.
***
Кеосаян явно хотел как лучше. Ну, то есть хотел, как у Кустурицы: цыгане, музыка, веселая фантасмагория, черная кошка, белый кот, взрывы страстей, вальяжные цыганские бароны и все такое. Но чтобы хоть чем-то отличаться, славянски-близкий, но все-таки заграничный Кустурица был перенесен на истинно российскую почву недавней семидесятилетней истории: дорогой Леонид Ильич, местное руководство и все такое. История с цыганами - вневременная, история с Леонидом Ильичом - разумеется, сугубо временная, вросшая в 1971 год, как брови нашего дорогого вросли в его почтенный лоб.
Начинается это все хорошо. Даже классно. Тормозной каменноликий Семен, спасающийся от ужасов руководства знаменитыми молдавскими винами. Рука Москвы в виде Ивана, добродушно пинающего Семена в хвост и в гриву. Местный полковник КГБ в национальной одежде (хорошая роль Михаила Ефремова), организующий мероприятия по встрече высокого гостя. Ну и весьма колоритный цыганский табор (хотя правильнее его назвать - цыганский хутор), в котором варят помаду, перекрашивают ворованные автомобили, лепят поддельные сигареты и кроссовки, а царит над всем этим крутой, но веселый и ироничный цыганский барон в отличном исполнении Сергея Газарова, временами чем-то неуловимо напоминающий обрусевшего Тони Сопрано.
Однако за этим крепким и дающим надежды на хорошее кино началом, к сожалению, стоят весьма слабенькое продолжение и просто-таки дурацкая концовка. Не смог Кеосаян, не сдюжил. Не получилось у него, как у Кустурицы. Если ты делаешь веселую фантасмагорию, намеки на которую прослеживаются в фильме, если судить по чисто сюжетным ходам, то она должна быть легкая, динамичная и забавная. А у Кеосаяна получилось черт знает что: какие-то постоянные длинные и утомительные планы - чуть ли не а-ля Тарковский, сбивающие весь ритм повествования, Брежнев, тоскующий по свободе (какая глубокая аллегория, просто Ив Кусто), ну и совершенно шизовые и неожиданные "Три мушкетера", когда дорогому Леониду Ильичу Живопыра и Бармаглот за пару часиков сгоняли в Лондон и приволокли его старую любовь - королеву Елизавету (Елена Сафонова), на которой он и давай жениться!
Ребята! Я ничего не имею против того, чтобы Брежнев тайно любил Елизавету и ему ее в кулечке приволокли шустрые цыгане, - в конце концов, это даже забавно. Только этот дурдом нельзя снимать как "Ромео и Джульетту" - с трагическим разлетом бровей генсека и грустью барона по поводу цыган, которые сгинули в чужой стране во время этой террористической операции. Получается ни то ни се, поцелуй Бублика в голову. А уж когда нам в очередной раз долго, нудно и очень томительно показывают весь этот табор, сидящий и лежащий на бескрайней зеленой траве, я начинаю понимать, что Кеосаян банально накручивает метры и минуты. У него просто не хватило динамики в сценарии, в результате чего пришлось вставить эпизодов десять с этим бесконечным облетом камеры бескрайних просторов, валяющихся и шляющихся цыган, среднемолдавской полосы и летящего на воздушном шаре Брежнева.
В результате картина похожа на простыню Людовика XIV эпохи скаредного Мазарини: где-то белое полотно, где-то грязноватое полотно, а где-то откровенные дырки. Дырок в фильме много, и туда как в бездну фактически все и проваливается, включая многообещающее начало.
Претензии есть и к кастингу. Одного из главных персонажей - музыканта-женишка Лаутара - играет музыкант Вартан Даракчян. Он вообще не актер - ни по образованию, ни по возможностям. И это тоже жутко портит впечатление, потому что кроме смазливой физиономии и белозубой улыбки у парня нет ничего. Как только он начинает говорить, возникает впечатление, что этот Лаутар - просто глуп, как пробка. (Я, разумеется, имею в виду персонаж, а не самого актера.) И тогда непонятно, с чего в него влюбилась дочка барона (кстати, актриса Валерия Ланская жутко похожа на молодую Валерию Голино), ну и с чего этому дураку вдруг стал помогать генсек - не стоит оно того.
В общем и целом - на троечку. С явным чувством раздражения от того, что на подобном материале и с такими актерами могли сделать гораздо лучше. Актеры - знатные. Но играть им, по большому счету, нечего. Первый раз вижу, чтобы Ступка выглядел слабовато - но его вины в этом нет ни на грамм. Веселая фантасмагория быстро превратилась в тоску зеленую с элементами абсурда. Кеосаян сам себя загнал к обрыву, после чего свалился туда, смеясь. Но со стороны на это смотреть совершенно не смешно, даже если считать, что заяц таким образом обрел свободу.
И последнее. Я понимаю, что если уж косить под Кусту, то нужно и музыку переть соответствующую: Бреговича, No smoking orchestra и так далее. Они это и сделали: Алексей Рыбников, композитор фильма, старательно закосил и под Бреговича, и под No smoking orchestra, и даже под Морриконе. Вот только композитора Рыбникова там не слышно совсем. Жаль, что ему не дали высказаться.
***
Зрелищность | 4- |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 3- |
Кеосаян над пропастью провала
решайте сами