- Режиссер:
- Сильвестр Сталлоне
Кот Бублик
В рецензии на нового "Рэмбо", вышедшего в 2008 году, я довольно подробно говорил о том, кто такой Сильвестр "Слай" Сталлоне, какой сложный, а главное, извилистый путь он прошел в своей кинокарьере. В той же рецензии я отмечал тот факт, что новый "Рэмбо", вопреки ожиданиям подавляющего большинства, получился очень даже приличным фильмом.
Однако все-таки первой постановкой, которой Слай выстрелил спустя пару десятков лет полупровалов, провалов и "Золотых малин", был фильм "Рокки Бальбоа" - продолжение, а точнее, окончание истории боксера Рокки. Именно с первого "Рокки" начался стремительный и даже ошеломляющий рост популярности Сильвестра, и теперь именно данного персонажа Сталлоне решил показать после многих лет разочарований и неудач.
Разумеется, Слай с новым "Рокки" не просто рисковал, а буквально своими руками собирался вбить последний гвоздь в крышку своего кинематографического гроба. Так, по крайней мере, считали кинофанаты. Какой, на фиг, Рокки, спрашивали они, если "Рокки-V" уже шестнадцать лет назад достал всех даже больше, чем "Рэмбо-III"?!! А ты, Сильвестр, собираешься из старпера Рокки вышибить больше, чем во времена, когда он был еще о-го-го какой итальянский жеребец?!!
Впрочем, Слай никаких фанатов не слушал. Написал сценарий, договорился о финансировании (24 миллиона по нынешним временам - фактически дешевка), самолично сел в режиссерское кресло и, как обычно, сыграл главную роль. В новом "Рокки" также появились Берт Янг (шурин Рокки Полли) и Тони Бертон (тренер Дюк) - они, как и Сталлоне, сыграли во всех шести фильмах о Рокки Бальбоа.
С названием Сильвестр поступил достаточно интересно. Никаких "Рокки-VI", решил он. Потому что "Рокки-VI" - это шестой раунд кинематографических сражений Бальбоа. И намек на возможное продолжение, которого уже не может быть. Поэтому фильм назвали просто "Рокки Бальбоа". Финальный поединок, джентльмены, приготовьте носовые платки. (С четвертым "Рэмбо" Слай проделал тот же финт - дал название картине просто "Джон Рэмбо".)
Так что получилось с шестым "Рокки"?..
Все предыдущие фильмы серии особым разнообразием не баловали и строились по четкой, лаконичной схеме: Рокки по различным причинам собирается с кем-то драться; они проводят пресс-конференцию; Рокки тяжело, но достойно тренируется; финальный бой, во время которого Рокки тяжело, но достойно выигрывает (или изредка проигрывает, но со всем достоинством).
Здесь, с одной стороны, схема повторяется - ну как без нее. Однако решение о том, что Рокки будет с кем-то драться, принимается только в середине фильма. Даже, по-моему, уже после середины. Первую половину занимает совершенно незамысловатая история о стареющем (фактически старом) Рокки Бальбоа, который скорбит по ушедшей из жизни жене Адриане, нацепив очки, закупает на рынке продукты для своего итальянского ресторанчика, а по вечерам сидит в этом ресторанчике и потчует посетителей рассказами из своего боксерского прошлого. При этом у Рокки есть взрослый сын Роберт (Майло Вентимилья), с которым существует недостаток взаимопонимания: Роберту вроде как трудно пробиться в этой жизни, потому что он все время находится в тени знаменитого отца.
Рокки общается со старыми боксерами, кормит их бесплатно в своем ресторане, а также традиционно переругивается с шурином Полли. Кроме того, как-то раз Рокки зашел в один из баров, где они бывали с Адрианой, и обнаружил за стойкой свою старую школьную знакомую Мэри (Джералдин Хьюз). Теперь Рокки помогает Мэри и ее взрослому сыну Степсу (Джеймс Фрэнсис Келли).
Вроде бы у него масса дел, однако Рокки не нравится свое существование. Его грызет тоска по Адриане, и он чувствует, что еще не все сделал в этой жизни. В результате Рокки снова получает боксерскую лицензию и собирается начать потихоньку побоксировать в любительской категории. Однако случается так, что промоутеры нового чемпиона в тяжелом весе Мэйсона Диксона (Антонио Тарвер), у которого большие проблемы с имиджем, предлагают Рокки провести с Диксоном демонстрационный бой. Мол, старый чемпион с новым. Друзья и знакомые Рокки считают эту идею совершенно дурацкой, однако Рокки неожиданно соглашается - он считает, что таким образом получает шанс доказать себе и публике, что его еще рано списывать со счетов.
***
"Рокки Бальбоа" - фильм очень простой. Картины о боксере Рокки и раньше-то не блистали особыми изысками (не считая культовой серии об Иване Драго, конечно), а здесь все сделано максимально просто. Рокки ездит туда-сюда в своей знаменитой шляпе; грустит об Адриане; общается с посетителями ресторанчика, нацепив на могучий торс малиновый пиджачок из восьмидесятых; трогательно заботится о Мари и Степсе; пытается добиться взаимопонимания с Робертом.
Но над всем этим парит ТОСКА. Как говорит Полли, внутри Рокки живет зверь, который мешает ему жить. Ему плохо без Адрианы, ему до смерти надоел статус давно вышедшего в тираж спортсмена, и он чувствует, что еще что-то в этой жизни может. Встреча с нынешним чемпионом - полнейшая утопия, однако Рокки важно не победить. Ему важно что-то доказать себе и зрителям. Что он годится не только на то, чтобы нацеплять малиновый пиджачок и рассказывать посетителям своего ресторанчика о великих боях прошлого...
Очень хорошо видно, что события из жизни Рокки явно коррелируют с событиями в жизни самого Слая. Он тоже когда-то был чемпионом и кумиром публики ("Рокки", "Первая кровь"), тоже постепенно вышел в тираж, и теперь ему только и остается, что сниматься в камео и рассказывать молодым актерам о том, как он когда-то давно ухватил за хвост птицу-счастье.
В результате бой с чемпионом для Рокки - единственная возможность сказать: "Ребята, я еще жив", - и для самого Сталлоне этот фильм - возможность сказать то же самое.
Поэтому картина получилась очень искренней и даже трогательной. Сталлоне на редкость точно расставил акценты: намеренно из зрителей слезу никто не давит, с пафосом практически нигде не пережимает, а то, что персонажи общаются друг с другом так, как это и происходит в обычной жизни, только добавляет достоверности.
Ну да, пару раз Рокки, беседуя с Робертом, изрекает какие-то банальности из серии "Неважно, как ты сам бьешь, важно то, как ты держишь удар" и так далее, однако что на самом деле должен говорить бывший боксер-чемпион сыну, который считает, что не может в этой жизни развернуться, потому что все время находится в тени отца? Наверняка то же самое и говорит, а что же еще?
Таким образом, Сталлоне с "Рокки Бальбоа" сделал единственно правильную вещь. Он снял фильм фактически о себе. Очень просто, без изысков, без пафоса и даже без любовных линий и финального поцелуя. Тоскующий старичок Рокки, который захотел показать, что он еще чего-то стоит, - и показал это. И старичок Сталлоне таким образом показал, что он действительно еще чего-то стоит, - за это его можно только уважать.
Кстати, некоторые критики писали что-то вроде "да вы посмотрите на этого Рокки, которому уже за пятьдесят лет". На это можно ответить только одно. Ребята! Этому Рокки, между прочим, шестьдесят лет! Ровно шестьдесят на момент создания фильма - Сильвестр Сталлоне родился в 1946 году. И если вы так будете выглядеть хотя бы в сорок - честь вам и хвала!
Резюмирую. Фильм очень простой, но одновременно искренний и даже трогательный. После него Сталлоне, как и его персонаж, вызывает большое уважение - и за искренность, и за несгибаемость, и за мужество. Поэтому посмотрел картину с удовольствием, и после нее даже как-то от души отлегло: когда старые львы превращаются в цирковых собачек - это всегда грустно смотрится. С Сильвестром это, к счастью, не произошло. Старый лев еще в состоянии рявкнуть - и это не может не радовать!
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
просто и искренне
решайте сами
А как тебе присутствие сына в фильме (Майло Вентимилья)? Потерялся на фоне Слая?
Неплохо, но роль у него все-таки была слегка картонная. Именно по-сценарию. А парень интересный. Я его раньше в "Героях" видел. Он же сериальный актер.