- Режиссер:
- Петр Зеленка
Петр Ханек (Иван Троян) находится в том возрасте, в котором некоторые другие, значительно более известные люди уже закончили свои счеты с жизнью, написав чудесные песни, замечательные стихи или основав знаменитый на весь мир кружок рыболовства. Однако Петр к своим тридцати трем годам ничем таким себя не прославил. Он даже семью так и не завел, потому что его девушка Яна (Сюзана Сулаева) устала от странностей Петра и ушла от него к мужичку по имени Алекс. Петр же работает грузчиком на аэропортовском складе, по вечерам выпивает и ничего в своей жизни менять, в общем-то, не собирается.
Впрочем, нет, Петр решил все-таки вернуть Яну, потому что в тридцать три года мужчине без женщины как-то не прикольно. Кроме того, новые соседи Петра - люди, в общем, тоже слегка странные: они не могут заниматься любовью, когда на них никто не смотрит, поэтому Петру приходится периодически наблюдать за этой картиной, причем ему еще и платят деньги за подобные услуги. Не то чтобы Петру нравилось этим заниматься, но работа есть работа, а деньги есть деньги. Однако Петр надеется, что, когда он снова воссоединится с Яной, соседям придется искать другого зрителя для своих упражнений.
Но как вернуть Яну? Приятель со склада рассказал Петру, что если взять прядь волос любимой, сварить их в молоке, потом высушить и сжечь с листьями яблони - тогда любимая непременно к тебе вернется. Петр отправился к Яне добывать прядь волос, но у девушки была вечеринка с ее новым приятелем. Петр там напился и, будучи в замутненном состоянии, оттяпал прядь волос у тети Яны. У тети - заниженная самооценка и масса комплексов, поэтому Петру придется весьма активно заглаживать свою вину. Ну и с колдовским приворотом ничего не получилось, так что Петру приходится продолжать работать на складе и мириться с отсутствием Яны.
Однако нельзя сказать, что Петру вообще ничего не светит в направлении бывшей подруги. На самом деле Яне нравится Петр. Нравятся все его идиотизмы и придуринки. Она называет это нестандартностью. Только Петр может доехать на автопогрузчике от аэропорта до дома Яны. Только у него вечером матрац может начать шевелиться. Только у него такие странные соседи, не говоря уже о родителях...
Кстати, да, родители! Когда смотришь на них, становится понятно, в кого Петр такой чудной. Папа Петра в советские времена работал диктором на радио. А теперь ничем не занимается, с утра до вечера сидит на диване и смотрит, как в бутылке свежеоткрытого пива надувается воздушный пивной пузырь. Мама Петра считает, что у папы началась болезнь Альцгеймера, поэтому все время пытается проверить, пугается ли папа, если ему гавкнуть над ухом, или нет. Папа, что характерно, не пугается. Тогда уже мама пугается того, что папа впал в маразм, после чего отправляется сдавать кровь для Боснии - там нужна мамина кровь. Так, по крайней мере, считает мама.
В общем, Петр совершает довольно странные поступки, его соседи, родственники и коллеги по работе совершают довольно странные поступки, а его бывшая подруга Яна озабочена моральной дилеммой: остаться ей с простым, надежным, но скучным парнем Алексом либо же вернуться к странному, ненадежному, но зато такому прикольному Петру.
***
Забавное кино. С одной стороны, ничего особенного, но с другой - довольно яркие типажи, нестандартные, но вполне жизненные ситуации, а также атмосфера легкого безумия, которое, однако, очень часто встречается в реальной жизни.
Иван Троян, играющий Петра, сначала мне не понравился, но потом я как-то свыкся с этим образом. Особенно когда его показали вечером в квартире - пьющего и сражающегося со слегка ожившим матрацем. Такой он парень - вещь в себе, поступки которого мало поддаются обычной логике.
Яна в исполнении Сюзаны Сулаевой - в общем, так себе. Кроме того, любовная линия в этом фильме вообще не сильно удалась, потому что во всю эту страстную любовь Яны к пришибленному Петру не сильно-то и веришь, но эта линия - далеко не главное в этом фильме, поэтому сильно впечатление она не портит.
Родители Петра - просто блеск. Сумасшедшая мамочка, которая считает сумасшедшими всех остальных, причем в первую очередь папочку, ну и медитативный папочка, который наконец-то оторвался от своих пивных пузырей и позволил бесу как следует поразвлекаться в его ребре. И все это - с совершенно невозмутимым и важным лицом диктора, объявляющего в вечерних новостях стране о том, как товарищ Густав Гусак вместе с дружественным социалистическим лидером лично повысил удои зерновых в отстающих отраслях тяжелого машиностроения. Правда, счастливые социалистические времена давно прошли, но папаше в мозг эти агитки врезались накрепко, и он их зачитывает на различных художественных перфомансах, причем имеет большой успех.
Кстати, вот эта легкая тоска по социалистическому прошлому - она несколько раз возникает в картине и, в общем, вызывает достаточно неприятное впечатление. Потому что непонятно, с чего они вдруг в современной Чехии так тоскуют о социалистическом концлагере.
Но, впрочем, тема социалистической тоски тоже особенно не педалируется, а прорывается как бы вскользь, а все остальное в фильме смотрится вполне неплохо. Стиль, конечно, для просмотра несколько непривычен, особенно после массы голливудского кино, но это как раз и составляет основную прелесть картины - отдохнуть от штампованных поделок.
Резюмирую. "Хроники обыкновенного безумия" - фильм слегка странный, временами несколько угловатый, иногда комичный, иногда даже трагичный, но послевкусие оставляет вполне приятное, а это один из признаков хорошего фильма. Да и концовка также далека от голливудских стандартов, что можно только приветствовать. В общем, эту картину вполне можно посмотреть, особенно если вы устали от кинофастфуда. Не то чтобы это особый деликатес, но, по крайней мере, представитель совершенно другой кухни. Достойный, на мой взгляд, представитель.
***
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
неплохо
можно